Отдел «Бакалея» — особенности торговли чаем

Отдел «Гастрономия и кулинария» собственное производство
13.10.2011
Показать все

В денежном обороте магазина чай не занимает более или менее заметного места. Чай для магазина – это товар скорее имиджевый.

Формирование ассортимента

При составлении чайного ассортимента магазин должен оценить место, на котором он расположен, и состав своей клиентуры. Опыт продаж показывает, что центральные улицы и офисные районы способствуют успеху пакетированного чай (особенно известных, «престижных марок»). Магазины, куда заходят консервативные во вкусах покупатели, имеют основание больше места выделять черному листовому чаю.
Доминирующим в ассортименте магазина должен быть индийский чай (около 50 процентов общего числа позиций), цейлонский может составлять около 25 процентов, по 10 процентов имеет смысл отвести на зеленый и китайский чаи, около 5 – на ароматизированные чаи.

Выкладка
Хотя чай не является товаром импульсивного спроса, самые ходовые брэнды можно продублировать на выходе, спровоцировав незапланированную покупку, которая может позволить увеличить объемы продаж чая.
Расположение магазина и состав клиентуры также определяет выкладку. Если большинство потребителей не обращают внимания на регион происхождения чая, то основной критерий для выбора – его цена. В этом случае целесообразно размещать чай на торговых стеллажах слева направо по увеличению стоимости, начиная с черного листового и заканчивая фруктовым.
Растворимые чаи нужно выделять в самостоятельную подгруппу и завершать ими весь ассортимент чая. Сезонный (летний) продукт — холодный чай — занимает отдельную нишу в классификации напитков, и его правильнее ставить в холодильный шкаф рядом с прохладительными напитками.
В преддверии праздников актуальными становятся продажи подарочных наборов чая. Их число в ассортименте магазина не должно превышать 3-6 позиций. Лучшее место для чая в фарфоровых чайниках, сувенирных железных и деревянных коробочках – на верхней полке, над основным ассортиментом.

При выкладке чая рекомендуется использовать следующие правила:
— на уровне глаз (самые выгодные полки для выкладки товаров) важно размещать такие упаковки чая, которые пользуются наибольшим спросом (наибольший показатель продаж). Как правило, это самые маленькие упаковки (чай непакетированный);

— на нижних полках располагаются упаковки по правилу: чем больше масса упаковки, тем на более низкой полке она находится;

— на полке чуть выше уровня глаз располагаются товары с ярко выраженными вкусовыми характеристиками, новые сорта. Здесь же можно разместить пакетированный чай в небольших упаковках (если ассортимент пакетированных сортов не позволяет создать отдельную вертикаль выкладки);

— на самой верхней полке целесообразно не делать массовую выкладку, как это нередко можно видеть в магазинах, а использовать ее для создания имиджа товара/производителя. Для этого используется альтернативная выкладка, то есть разбавление выкладки основного товара перекрестными группами (чайники, кружки и т.п.). также на верхних полках можно выставлять наиболее дорогие позиции, как правило, в железных или необычно оформленных упаковках.

Источник: «Современный супермаркет», учебник по современным формам торговли